Информационно-аналитическая площадка по Южному федеральному округу

У ЖКХ появляется «человеческое лицо»!

У ЖКХ появляется «человеческое лицо»!
Козоброд Александр Александрович исполнительный директор некоммерческого партнерства «Союз управляющих и обслуживающих организаций» (г. Волгодонск)

Профессиональный юрист, специализирующийся на проблемах ЖКХ.
Работал в городской ассоциации потребителей, состоял в комиссии по ЖКХ при главе города. В настоящее время входит в координационный совет по ЖКХ при главе администрации Волгодонска, в Общественной палате г. Волгодонска возглавляет сектор по правам человека.
Сегодня НП «Союз управляющих и обслуживающих организаций» г. Волгодонска существует с весны 2007 года и объединяет 21 организацию, что составляет почти 90% управляющих организаций города.
Ассоциация осуществляет регулирование отношений между управляющими компаниями, вырабатывает единую политику в работе с ресурсоснабжающими организациями. Совместными усилиями обсуждаются и заключаются договоры ресурсоснабжения жилых домов, устанавливаются правила взаимоотношений по коммунальным услугам, перерасчетам, защищаются интересы управляющих компаний (а в конечном счете — и жильцов) по качеству коммунальных услуг, вывозу мусора, взаимоотношениям с другими контрагентами и т.д. То есть осуществляется общее руководство и координация сил и средств, выработка единой политики в системе ЖКХ города.
Одной из важнейших задач объединения является формирование ответственного отношения своих членов к соблюдению интересов собственников жилья. К примеру, не так давно одна из управляющих компаний практически бросила своих жильцов на произвол судьбы, и зимой в нескольких домах перемерзли трубы холодного водоснабжения. Союз активно вмешался в ситуацию, успокоил жильцов и пришел к ним на выручку: члены союза обсудили между собой сложившуюся ситуацию и помогли - кто людьми, кто техникой, кто ресурсами, и восстановили нормальное водоснабжение.

Как известно, с 1 сентября изменился порядок начисления оплаты за коммунальные услуги, и это вызывает у населения непонимание, а нередко и возмущение. В рамках союза было организовано посещение квартальных общих собраний жильцов, на которых специалисты, владеющие всеми тонкостями законодательства, разъясняли жильцам, как и почему начисляется оплата в соответствии со вступившими в действие законами. И подобная работа ведется постоянно, в том числе и на депутатских сходах, где специалисты союза помогают представителям управляющих компаний найти понимание с жильцами и объяснить сложные моменты.
«Союз управляющих и обслуживающих организаций» Волгодонска постоянно посылает своих представителей на семинары по вопросам ЖКХ, проводимые в разных городах России. Разумеется, оплатить стоимость поездки одного юриста из средств союза легче, чем делать это от каждой компании. Представитель НП привозит все материалы, их размножают и раздают как управляющим компаниям, так и домовым комитетам.
Еще один постоянный вид деятельности союза – участие его представителей в совещаниях, планерках и других мероприятиях, проводимых как городской, так и областной администрациями, где проводятся обсуждения по тематике ЖКХ. Эта работа ведется уже на протяжении нескольких лет.
Сейчас разрабатывается система отношений с советами многоквартирных домов, которая предусматривает создание постоянно действующей «переговорной площадки», где планируется собирать актив микрорайона и в беседе с представителями союза обсуждать самые злободневные проблемы и вопросы, обмениваться опытом. Такие встречи практикуются с осени, когда в соответствии с требованиями законодательства были сформированы органы самоуправления собственников жилья.

Некогда Волгодонск был в первых рядах среди муниципальных образований области по количеству создаваемых ТСЖ. По мнению специалистов союза, сегодня ТСЖ стремятся законодательно ограничивать. Что касается оптимальной формы управления жилым фондом, то, по мнению волгодонских специалистов, приоритеты стремятся разделить между непосредственным управлением и управляющими организациями.

— Лично я не могу понять, зачем управляющей компании исполнять коммунальные услуги, — говорит Александр Козоброд. — Я всегда был противником объединения в руках предприятия множества функций, за которые оно не может отвечать по своему профилю. Если управляющая компания не вырабатывает и не поставляет коммунальный ресурс, то почему она должна нести ответственность перед ресурсоснабжающими организациями? Что касается непосредственного управления, то при этой форме слишком большую свободу получают люди, которые зачастую не являются специалистами в сфере ЖКХ как в техническом, так и в юридическом плане. Лично мне больше импонирует так называемая «четвертая форма управления», введенная вместе с поправками в Жилищный кодекс, — когда при непосредственной форме управления дом управляется управляющей организацией. На сегодняшний день она, на мой взгляд, является наиболее адекватной. Если бы еще ресурсники получали оплату непосредственно от собственников жилья, и все вопросы решали бы непосредственно с ними, это была бы идеальная форма управления.
Причем исполнительный директор убежден, что выпиской платежных документов должны заниматься также ресурсоснабжающие организации. Потому что, к примеру, система ЕРКЦ, действовавшая в Волгодонске до 2005 года, привела к тому, что обанкротились практически все городские «ресурсники». И с тех пор, как они взяли вопросы оплаты в свои руки, собираемость коммунальных платежей у них стала выше, чем у всех коммунальщиков города. Судите сами: волгодонский филиал «Энергосбыта» имеет самую высокую собираемость платежей среди всех филиалов по области! То же самое относится и к филиалу «Лукойла», поставляющего горячую воду.
Работа с должниками в Волгодонске ведется комплексно. Управляющие компании не должны самоустраняться от этой работы, даже если у собственников заключены прямые договоры. Они должны обходить должников, передавать их паспортные данные ресурсникам, вместе отрабатывать их по адресам, а также ресурсоснабжающие организации должны обязательно участвовать в проведении судов. По свидетельству судей, когда жилец в суде начинает доказывать, что ему неправильно начислили оплату за ресурсы, нередко представитель управляющей компании не знает, что ему и возразить. А специалисты от ресурсной компании, прекрасно разбирающиеся в тарифах и порядке их начисления, могут быстро и квалифицированно разъяснить все вопросы.

Ранее в Волгодонске практически все многоквартирные дома были оборудованы подомовыми приборами учета холодной воды и электроэнергии, а в этом сезоне везде установлены приборы учета горячего водоснабжения и именно это направление оказалось самым «горячим». Многим жильцам непонятно, почему начисления так выросли, особенно общедомовые, — ведь в доме вроде бы нигде нет протечек? Приходится ходить и терпеливо объяснять, что либо кто-то откровенно ворует горячую воду, либо сообщает заниженные показания, «от фонаря», и т.п. Что касается холодной воды, то в городе бывают даже такие парадоксальные случаи, когда сумма общедомовых начислений превышает начисления по индивидуальному прибору учета.
Сейчас активно включились в работу жильцы, они формируют из членов домкомов комиссии, которые сами ходят по квартирам и проверяют показания счетчиков.
Конечно, вызывает немало возмущений новая система начисления с учетом занимаемой площади, жильцы не могут понять, почему начисление производится с квадратных метров. Единственное, что им можно объяснить, это то, что такая система применяется в соответствии с новым законодательством, и люди пишут письма в Правительство. Откровенно говоря, «городских бунтов» не возникает только потому, что граждане понимают, что от муниципальных властей здесь ничего не зависит.

— В последнее время в сфере ЖКХ идут действительно глобальные перемены, — говорит Алексей Александрович. Если до 2006–2007 годов основными проблемами в городе были холодные батареи, холодная вода шла из крана для горячей воды, веерные отключения электроэнергии, в 2007—2009 годах — текущие трубы и крыши, в 2009—2011 годах — проблемы с тарифами, то примерно последние полгода основные перемены идут в сознании людей. Они стали чувствовать себя собственниками, и главной проблемой для них стало правильное распределение деньги. И, образно выражаясь, у ЖКХ наконец-то стало появляться «человеческое лицо». Если раньше казалось, что ЖКХ — это бездушная государственная машина, подминающая под себя людей с их проблемами, то сегодня главные участники и «игроки» — это люди. У нас жильцы поднимают вопрос о выпуске собственной газеты, посвященной ЖКХ, которая будут не только освещать проблемы, но и рассказывать о положительном опыте работы домкомов, актива, управляющих компаний и т.д. Многие домкомы сегодня выходят на новый уровень, стремятся вести спортивную, культурно-воспитательную работу, заниматься благоустройством и многим другим. Если раньше суть жалобы сводилась к тому, что «мне плохо», то сегодня в жалобе говорится о том, что «мне плохо, но я знаю, как сделать, чтобы было хорошо». То есть в людях просыпается общественное сознание и крепнет уверенность в своих силах. Но в этом им должна помочь работа по совершенствованию жилищного законодательства.