Информационно-аналитическая площадка по Южному федеральному округу

Большие проблемы малых территорий: средства и штаты сокращаются, объем работы не уменьшается

Большие проблемы малых территорий: средства и штаты сокращаются, объем работы не уменьшается
Основная задача исполнения местных бюджетов— создание стабильных доходных источников, в полном объеме поступающих в распоряжение соответствующих территорий. С этой целью в законодательстве Российской Федерации предусмотрен широкий спектр местного налогообложения.
Однако, несмотря на то, что общее количество налогов в РФ достигает более 20, их доля в формировании доходов местных бюджетов неоправданно мала. Помимо этого необходимо, в соответствии с требованиями областного законодательства Ростовской области, провести мероприятия по сокращению и без того скромного штата муниципальных служащих местных администраций. При этом численность населения остается, как минимум, на прежнем уровне, а объемы выполняемой работы отнюдь не уменьшаются!

Местный бюджет поселений несет потери, а полномочия необходимо осуществлять качественно и в полном объеме.
Руководители администраций ряда муниципальных образований серьезно озабочены исключениями из доходов бюджетов сельских поселений, начиная с 2015 года, следующих видов доходов:
- 50 процентов от продажи земельных участков;
- 50 процентов от предоставления земельных участков в аренду;
- 25 процентов от суммы налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Начиная с 2017 года, по проекту Областного закона «О бюджете Ростовской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», из доходов бюджетов поселения исключены 4 процента налога на доходы с физических лиц (с 10% до 6%) и 10% Единого сельскохозяйственного налога ( с 50% до 40%).
В результате чего, в частности, бюджет  Самарского сельского поселения Азовского района потерял в 2015 году и в 1-м полугодии 2016 года 4,3 млн.рублей. В 2017 году только от снижения ставки по НДФЛ и ЕСХН потери составят около 3,5 млн. рублей. Таким образом, в 2017 году потери из бюджета поселения составят около 8 млн. рублей.

Это весьма ощутимые финансовые потери в то время, как сельским поселениям необходимы средства в их бюджетах на осуществление и реализацию всех 38 полномочий, предусмотренных ст. 14 Федерального закона РФ №131-ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе, на реализацию самых затратных полномочий:

- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Самарского сельского поселения;
- организация в границах Самарского сельского поселения электро-,
тепло-, газо- и водоснабжения населения законодательством Российской Федерации;
- участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах Самарского сельского поселения;
- создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;
- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Самарского сельского поселения;
- создание условий для обеспечения жителей Самарского сельского поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей Самарского сельского поселения услугами организаций культуры;
- обеспечение условий для развития на территории Самарского сельского поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий Самарского сельского поселения;
- участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов;
- утверждение правил благоустройства территории Самарского сельского поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории Самарского сельского поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов Самарского сельского поселения;
- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
- организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в Самарском сельском поселении;
- оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин;
- осуществление мер по противодействию коррупции в границах Самарского сельского поселения и т.д.

Основная часть средств бюджета сельского поселения расходуется именно на выполнение и реализацию вышеуказанных полномочий.
Кроме того, средства от штрафных санкций, применяемых в соответствии с Областным законом Ростовской области от 25.10.2002 г. № 273-ЗС «Об административных правонарушениях», не полностью остаются в бюджете поселения.

Администрацией поселения постоянно проводятся рейды с целью обнаружения и пресечения фактов нарушения требований пожарной безопасности, правил торговли и благоустройства. За 2016 год по результатам работы администрации Самарского сельского поселения составлено 134 протокола, по которым вынесены решения о наложении штрафов  на сумму 71,2 тыс. руб., в том числе:
- за пожары – 20 протоколов на сумму 40,0 тыс.руб.;
- за нарушение правил выездной торговли – 28 протоколов на сумму 14 тыс.руб.;
- за нарушение правил правил благоустройства – 81 протокол на сумму 17,2 тыс.руб.

В бюджете поселения остались только средства от штрафных санкций за несоблюдение правил благоустройства, т.е. 17,2 тыс. руб., а остальные суммы пополнили бюджеты других уровней.
Размер поступлений местных налогов и сборов оказывают непосредственное  влияние на развитие социальной инфраструктуры территории. Вместе с тем, поступление местных налогов и сборов в доходную часть местных бюджетов поселений и районов неодинаково. Данный фактор негативно отражается на возможность реализации предусмотренных законодательством полномочий сельских поселений.

В штате администрации самого населенного муниципального образования района каждая единица муниципального служащего нужна как воздух.
В соответствии с распоряжением Правительства Ростовской области от 14.04.2016 №149 «О мерах по реализации Областного закона от 28.12.2015 №486-ЗС», главам местных администраций муниципальных районов и сельских поселений Ростовской области рекомендовано в срок до 01.01.2017 утвердить штатные расписания местных администраций с учетом нормативов штатной численности выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих в исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований Ростовской области на 2017 - 2019 годы и осуществить организационно-штатные мероприятия в отношении работников местных администраций в сроки и с учетом иных требований, установленных статьей 180 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно указанным нормативам, штатная численность выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих администраций сельских поселений зависит от численности населения, проживающих на территории данного сельского поселения.

Самарское сельское поселение Азовского района относится к группе муниципальных образований по численности населения от 10 до 15 тыс. населения с необходимым нормативом 10,5 штатных единиц. По состоянию на 01.01.2016 года на территории Самарского сельского поселения зарегистрированы более 14 тыс. человек. Штатная численность муниципальных служащих администрации Самарского сельского поселения в настоящее время составляет 11,5 единиц.
Соответственно, необходимо провести мероприятия по сокращению 1 штатной единицы Администрации Самарского сельского поселения Азовского района.
Согласно проведенному анализу численности населения и количества штатных единиц других администраций сельских поселений Азовского района, видно, что при очень большом разрыве по численности населения проживающих на территории поселений, разрыв в штатной численности администраций небольшой. Например, численность населения в Задонском сельском поселении – 8,6 тыс. человек, Пешковском сельском поселении – 8 тыс. человек, а необходимый норматив штатной численности служащих администраций указанных поселений - 9 единиц. При том, что численность населения в Самарском поселении –  примерно на 6 тыс. человек больше других сельских поселений (,более 14 тыс. человек),  необходимый норматив штатной численности служащих составляет 10,5 единиц, т.е. всего на 1,5 единицы больше.

Данный факт влечет за собой загруженность муниципальных служащих администрации Самарского сельского поселения должностными обязанностями по основной должности. При этом систематически приходится выполнять работу по другим возникающим в процессе деятельности вопросам и  направлениям. Отсутствуют отделы, , нет возможности полноценно проводить взаимозаменяемость сотрудников в случае ухода специалиста в отпуск либо его временной нетрудоспособности. Кроме того, оказание муниципальных услуг, возможно только лишь муниципальными служащими (специалистами), а не работниками по техническому обеспечению деятельности администрации сельских поселений (инспекторами).
Несмотря на все трудности, в 2016 году в Администрации Самарского сельского поселения уже были проведены мероприятия по сокращению штатной численности муниципальных служащих в количестве 1,5 единицы.

Администрация Самарского сельского поселения считает дальнейшее сокращение штатной численности еще на 1 единицу  не только нецелесообразным, но и создающим критическую ситуацию, которая может повлечь  к снижению эффективности работы администрации Самарского сельского поселения в целом, необходимость нахождения сотрудников администрации на рабочих местах сверх установленного трудовым законодательством времени, в том числе, в выходные дни.
Обратить внимание на существенный разрыв и оптимизировать кадровые изменения.
Законодательным  органам следует проанализировать нормативы штатной численности выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и сопоставить численность муниципальных служащих в исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований на 2017-2019 г.г. на предмет сокращения  большого разрыва численности населения внутри  групп муниципальных образований  от 10 до 15 (разница 5 тыс.), от 7 до 10 (разница всего 3 тыс.).

Нетрудно увидеть, что имеется существенная разница в разрывах численности населения для определения группы муниципальных образований и небольшая разница в нормативах штатной численности администраций поселений.

В сложившейся ситуации сельские поселения, имеющие численность населения от 7 до 10 тыс. (т.е. разрыв всего до 3 тыс. человек) имеют норматив штатных единиц больше, чем сельские поселения с численностью от 10 до 15 тыс. (с разрывом 5 тыс. человек).
При действующем законодательстве при численности населения в сельских поселениях 10 тыс. и численности населения  15 тыс. должно быть одинаковое количество муниципальных служащих, хотя разница в численности человек и, соответственно обрабатываемой информации и проводимой работе, существенная. При этом, недопустимо нарушение сроков оказания муниципальных услуг, установленных федеральным законодательством.
Самарское сельское поселение —  поселение Азовского района, имеющее численность населения, приближающегося к 15 тыс. человек, т.е. к предельному показателю группы по численности и 11,5 единиц муниципальных служащих ей необходимы для эффективной работы.

Глава Администрации
Самарского сельского поселения  В.Я.Дреер