Информационно-аналитическая площадка по Южному федеральному округу

Аудит платежей за услуги ЖКХ - 2013 в Ростовской области взял старт в Сальске

Аудит платежей за услуги ЖКХ - 2013 в Ростовской области взял старт в Сальске
25 февраля состоялся выезд в г. Сальск рабочей группы Министерства ЖКХ Ростовской области, которую возглавил министр ЖКХ Сидаш Сергей Борисович.
В рабочую группу по проведению аудита платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги входили представители министерства ЖКХ области, специалисты министерства труда и социального развития области, а также представители государственной жилищной инспекции. В проверке принимали участие: глава администрации г. Сальска А. Н. Кашин, специалисты из ресурсоснабжающих организаций, а также представители средств массовой информации из Ростова и Сальска.
Министр ЖКХ Ростовской области Сергей Сидаш открыл заседание рабочей группы прямо на территории ЗАО «Сальскжилсервис» (Сальск, ул. Привокзальная, 2)
— Губернатором Ростовской области поставлена задача активизировать в этом году работу по аудиту коммунальных платежей, — обратился он к собравшимся, — и объектом первого заседания, которое мы с вами проводим в городе Сальске, станет управляющая компания ЗАО «Сальскжилсервис», в адрес которой поступила жалоба от актива жильцов. У нас имеется список домов, куда мы сегодня будем заходить и проверять состояние дел каждый по своему направлению. Основная задача — анализ применения тарифов, нормативов, расчетов за коммунальные и жилищные услуги. Мы проверяем, сколько денежных средств собрано с жильцов за год, куда они направлены, качественно ли были выполнены работы в соответствии со статьями оплаты… Проверяем показания общедомовых приборов учета, сравниваем их с фактически потребленными ресурсами, для чего ресурсоснабжающие организации представляют все необходимые документы, а также заходим в управляющую компанию и проверяем всю бухгалтерскую и отчетную документацию. Глава Сальского района выделил время в своем графике, чтобы вместе с нами посмотреть, как работают коммунальщики района, в каком состоянии сегодня находится коммунальное хозяйство и в дальнейшем мы будем принимать совместное решение что нужно предпринять, чтобы устранить причины появления такого рода коллективных жалоб от населения в дальнейшем.
В текущем квартале этого года в наших планах посетить с проверками три города: Сальск, Батайск и Ростов. Ведется планирование работы и на второй квартал. Сейчас мы определяем, где в области складывается напряженная обстановка и будем работать с управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями, чтобы наши граждане не покрывали чьи-то потери, а платили только за поставленные им услуги. Другого быть просто не должно!
Аудит платежей граждан за жилищно- коммунальные услуги в Сальском городском поселении проводился на основании распоряжения №6 Правительства Ростовской области от 13.01.2012 г. и графиком проведения аудита на 1 квартал 2013 г.
В этот раз в число объектов аудита в Сальске были включены многоквартирные дома, находящиеся в управлении ЗАО «Сальскжилсервис». Основанием для включения этих домов в график аудита стало обращение Татьяны Гамаюновой, проживающей в доме № 133-а по ул. Чернышевского, а также жильцов домов № 168 по ул. Социалистическая и № 23 по ул. Тургеневская. Они жаловались на:
— ненадлежащее техническое содержание многоквартирных домов, ранее находившихся в собственности Министерства обороны РФ, необходимость их капитального ремонта;
— высокое общедомовое потребление коммунальных ресурсов, особенно холодной и горячей воды, несогласие с порядком расчета размера платы за коммунальные услуги, предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 6 мая 2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
— проблемы оснащения многоквартирных домов приборами общедомового учета холодной воды и тепловой энергии.
В соответствии с Приложением №6 к распоряжению Правительства Ростовской области от 13.01.2012 г., аудит проводился по следующим вопросам:
1. Анализ структуры договорных отношений в сфере оказания жилищно- коммунальных услуг гражданам;
2. Проверка правильности начисления платы за жилищно-коммунальные услуги;
3. Проверка своевременности снятия показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета;
4. Проверка наличия и ведения журнала показаний общедомовых приборов учета;
5. Проверка соблюдения правил содержания многоквартирного дома, его технического состояния и выполнения мероприятий, предусмотренных Перечнем мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в соответствии с постановлением правительства Ростовской области № 887 от 13.09.2012 г.)
6. Проверка соответствия показания общедомовых приборов учета в счетах, выставленных населению за жилищно-коммунальные услуги, счетам ресурсоснабжающих оранизаций;
7. Осуществление анализа правильности применения тарифов на коммунальные ресурсы и нормативов потребления коммунальных услуг при расчете потребителям платы за жилищно-коммунальные услуги;
8. Осуществление анализа правильности применения тарифов на коммунальные ресурсы и нормативов потребления коммунальных услуг при расчете потребителям платы за жилищно-коммунальные услуги;
9. Проверка предоставления гражданам мер социальной поддержки при оплате за жилищно-коммунальные услуги за счет средств областного бюджета;
10. Анализ удельного потребления тепловой энергии в расчете на 1 кв.м. общей площади помещения в многоквартирном доме за 2011 и 2012 г.г.
— В нашу комиссию входят представители органов исполнительной власти, от министерств и ведомств, Государственной жилищной инспекции, — объяснил представителям СМИ Сергей Борисович Сидаш — Также здесь присутствуют представители ресурсоснабжающих организаций (тепловики, энергетики, «Водоканал»), которые будут задействованы для нашей совместной работы.
Министр подчеркнул:

С. Б. Сидаш
— На примере конкретной компании мы делаем анализ процессов, происходящих в сфере ЖКХ, а самое главное — применение на практике сегодня 354-х правил, обобщаем, а затем предложим остальным компаниям города Сальска учесть в своей работе выявленные недостатки и руководствоваться сделанными выводами. Если в дальнейшем возникнет необходимость и поступит просьба от главы района проверить другие компании — мы включим их в график и приедем с проверкой.

Все, что мы проверили до этого, на сегодняшний день нами отработано: мы проверили исполнение всех предписаний в адрес управляющих компаний, а также ТСЖ и ЖСК. Ведется работа по контролю за денежными выплатами штрафов, они пока еще получены не в полном объеме.

С. Б. Сидаш
— Главная задача таких проверок — разобраться в правильности начисления платежей за коммунальные услуги, это наша принципиально важная позиция. И если будут выявлены ошибки, все денежные средства гражданам будут возвращены. Нужно помнить, что никто не имеет права понижать или повышать тарифы. Это вправе делать только региональная служба по тарифам и это нужно отделять. Другая сторона вопроса — это платежи граждан, и их размер зависит от того, сколько тот или иной гражданин или дом потребили конкретных ресурсов. Все помнят, какой холодной была зима прошлого года, поэтому количество потребленного тепла выросло очень заметно. И хотя мы с 1 января не подняли тариф — граждане нас завалили жалобами. Мы выехали на проверку — у нас было 384 заявки. И выяснилось, что ни в одном случае не было подъема тарифов. Платежи увеличились только за счет того, что объем потребления был намного больше обычного. Кроме того, вступили в силу 354-е правила, в соответствии с которыми вышла квитанция нового образца, где появилась новая строка: «общедомовое потребление», которое начисляется пропорционально занимаемой площади. Именно она очень сильно сегодня раздражает наших граждан. Однако следует заметить, что мы сегодня, в соответствии с решением Губернатора, не применяем 354-е правила по теплу — только по воде и электроэнергии. В этой связи необходимо установить 100% приборов учета, чтобы у граждан появились «весы», благодаря которым они знали сколько их дом потребил того или иного ресурса — сегодня это принципиально важная позиция.


Ведь согласно тем же правилам № 354 любой гражданин — собственник жилья, обратившись в управляющую компанию, в течение суток имеет право получить показания общедомового прибора учета.
Что касается жилищных услуг, то необходимо четко понимать, какие виды работ сегодня являются обязательными при предоставлении жилищных услуг. Сейчас этот закон рассматривается на федеральном уровне, а затем будет принят соответствующий областной законодательный акт. Не менее важным является установление договорных отношений между гражданами и управляющей компанией. Именно в этом договоре должны быть четко определены объем и качество предоставляемых услуг, и управляющая компания должна регулярно отчитываться перед собственниками о том, сколько средств собрано домом, что сделано и сколько на это потрачено. В частности, все управляющие компании в первом квартале 2013 года должны отчитаться за предоставленные в 2012 году жилищные услуги. В процессе нашей сегодняшней работы мы проверим такие отчеты и у компании «Сальскжилсервис».
Работа группы началась со знакомства с офисом и сотрудниками управляющей организации. Посетил министр и диспетчерскую, где пообщался с дежурным. Затем комиссия разделилась на две группы: одна осталась в офисе ЗАО «Сальскжилсервис» работать с документами и специалистами, другая вместе с представителями СМИ отправилась по адресам.
Около дома № 133-а по ул. Чернышевского собрались жильцы, взволнованные предстоящим событием: не каждый день к ним жалует столько ответственных лиц, да еще с министром ЖКХ области и главой администрации района. Побеседовав с инициативной группой и лично Татьяной Николаевной Гамаюновой, которые отправили жалобу в Приемную Президента РФ, Сергей Борисович Сидаш ответил на вопросы жильцов. Они касались «вечных вопросов ЖКХ»: высоких общедомовых начислений, плачевного состояния жилого фонда и качества поставляемых коммунальных услуг, расходования собираемых на техобслуживание средств и т.д. Немаловажным был вопрос о проведении капитального ремонта, в котором дом давно нуждается.
По ходу беседы министр «выдергивал» из «свиты» представителя структуры или организации, в ведении которого находится тот или иной рассматриваемый вопрос, и заставлял его держать ответ в буквальном смысле «перед лицом общественности».
На некоторые вопросы у министра не было ответов, ибо его компетенция не простиралась так далеко. В частности — на вопрос, почему Министерство обороны, передавая жилой фонд, не отремонтировало его, как это было обещано? И вообще, не ремонтировало его все годы, когда дом был в его ведении?
Обращаясь к жильцам, министр напоминал, что для решения ряда вопросов необходима активная жизненная позиция и организованная работа всех собственников жилья. В частности, в отношении тех, кто платит по социальным нормативам. Известно, что нередко на площади, где прописан один человек, проживает целая семья, а платежи начисляются на одного. Естественно, что за «лишних» платят все остальные жильцы дома. Разумеется, сейчас специалистами паспортной службы и старшими домов будет проведена совместная работа по выявлению таких «нехороших квартир», но она должна идти постоянно: кому как не соседям по подъезду знать, где у них проживают «подснежники»? При этом граждане вправе прибегать к помощи соответствующих структур (проверящих, контролирующих и т.д.), которые готовы к сотрудничеству, им нужно только обращение собрания собственников жилья или актива.
Но главная работа — по установке как квартирных, так и подомовых приборов учета — должна продолжаться, ведь именно наличие таких приборов позволит точно учитывать реальный расход ресурсов, поставляемых на каждый конкретный дом. И найти реальные «узкие места».
Министр разъяснил новую концепцию проведения капитальных ремонтов и рассказал жильцам, что и как необходимо выполнить для включения дома в программу:
— Закон предусматривает субъектовую гарантию. Мы, область, как субъект, выступаем гарантом. Создается региональная программа, в которую будет включен каждый дом из 26 тысяч многоквартирных домов, нуждающихся в капитальном ремонте. В этой программе будет расписано по годам, в каком году какие дома будут капитально отремонтированы и каждый гражданин сможет об этом получить информацию. Никто не сможет изменить этот порядок.
Тем временем специалисты из министерства ЖКХ области и Государственной жилищной инспекции подвергли дом тщательному осмотру, вскоре к ним присоединился и министр. Состояние дома вызвало у него отрицательную реакцию и сопровождающему его генеральному директору ЗАО «Сальскжилсервис» явно приходилось несладко. В подъездах штукатурка отваливалась от стен, домовой грибок привольно чувствовал себя повсюду, подвальные помещения, где находилась рамка управления, у одного из членов комиссии вызвали саркастическую оценку: «Форт Боярд отдыхает!»
Представители контролирующих структур безостановочно писали что-то в своих блокнотах, щелкали камерами, и на вопросы журналистов отвечали коротко: «Все будет отражено в предписаниях и других документах в адрес управляющей компании».
Посетив все объекты, включенные в график, министр сказал журналистам, что теперь все вернутся в офис и начнется основная работа. Нужно будет во всем разобраться скрупулезно и досконально, уже без эмоций, чтобы принять аргументированные решения.

С.Ф. Трифонов 
- Аудит должен проводиться реально, а не номинально, «для галочки». Эффективная деятельность рабочей группы и всех участников аудита, проводимого в конкретном муниципальном образовании, является залогом разрешения наболевших проблем в сфере ЖКХ и роста удовлетворенности населения предоставляемыми им жилищно-коммунальными услугами, - подчеркнул заместитель Губернатора Ростовской области С.Ф. Трифонов.

А.Г. Булатов 
- Поскольку содержание в надлежащем состоянии многоквартирных домов является неотъемлемой частью жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых управляющей компанией и оплачиваемых жителями, в процессе аудита платежей в г. Сальске Госжилинспекцией области были выявлены нарушения, допущенные управляющей компанией в части содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов. В отношении управляющей компании было возбуждено дело об административном правонарушении и предписано устранить выявленные в ходе проверки нарушения. Также, в настоящее время членами межведомственной комиссии, проводящей аудит, осуществляется проверка правильности расчётов платы за коммунальные услуги. Поскольку проведение проверок трудоёмкий и длительный процесс, который жёстко регламентируется федеральным законом №294-ФЗ, в настоящее время об окончательных результатах проверки платежей говорить пока рано. При выявлении нарушений при расчётах платы, в отношении управляющей компании будут приняты соответствующие меры административного воздействия.

Теперь на очереди Батайск и Ростов. Для проведения проверки в настоящее время выбираются те управляющие организации, на действия которых поступает больше жалоб от жителей, в том числе по вопросам оплаты за коммунальные услуги и ненадлежащее содержание домов. Разумеется, в процессе проверок мы обращаем внимание на все жалобы и принимаем соответствующие меры.