Информационно-аналитическая площадка по Южному федеральному округу

Налоговая политика в сфере налогообложения земель под социальными объектами как барьер для привлечения средств малого и среднего бизнеса для создания объектов социальной инфраструктуры

Интересную историю поведал нам один застройщик, взявшийся за комплексное освоение территории малоэтажным жилищным строительством целого поселка. Надо признать, что он в этом далеко не одинок, и чтобы подчеркнуть масштабность проблем, с которыми ему пришлось столкнуться, мы не называем ни конкретных имен, ни названия поселка. Проблема связана с привлечением частных инвестиций для строительства объектов спортивного назначения и дошкольных образовательных учреждений. Итак, в чем же ее суть?

На всех федеральных, областных и местных телеканалах и печатных изданиях пропагандируется огромное внимание к развитию предприятий малого и среднего бизнеса и их привлечение к развитию объектов социальной инфраструктуры. Поддержка им обещается на всех уровнях власти. Однако наш собеседник в реальности столкнулся с совершенно иным. Потому что его проблема касается объектов спортивного назначения и дошкольных образовательных учреждений.

Что в нашей стране считается самым дорогим? Это дети и здоровье населения, по крайней мере, об этом власти говорят постоянно. А теперь перейдем к главному и рассмотрим этот вопрос на деле.

Что в первую очередь волнует каждого застройщика? Конечно, участок под строительство и налог на землю. Как известно, размер земельного налога в зависимости от объекта возведения устанавливается органами местного самоуправления.

Взять, к примеру, дошкольное образовательное учреждение. На одно место в детском саду требуется 50 квадратных метров земли. Или на одно спортивное место – не менее 75 квадратных метров. А на одно место в пивбаре – 1 квадратный метр. И когда начинаешь сопоставлять налоговые показатели на создание одного места, выходит казус. Получается, что кадастровая стоимость одного квадратного метра земельного участка для объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания – 4 509, 55 рублей, а для спортивных и детских объектов один квадратный метр стоит 5 709 рублей.

Для примера рассмотрим город Азов (выводы сделаны на основе официальных данных по ставке арендной платы по видам использования земельных участков на сайте городской администрации). Для земельного участка объектов торговли и общественного питания налоговая ставка установлена в размере 8 процентов, а для объектов образования, спорта – 1,5 процента. Получается, что налог на один квадратный метр земельного участка для строительства объектов торговли и т.п. составляет 360,76 рублей (4 509,55 умножить на 0,08), а для спортивных объектов – 85,64 рублей (5 709 умножить на 0,015). На первый взгляд, кажется, что все нормально, так и должно быть. Но что же получается на самом деле?

При умножении суммы в 85,64 рублей на требуемые минимум 50 квадратных метров, то земельный налог на создание одного места для детских учреждений получается 4 282 рубля – и это против 360,76 рублей на объект торговли, земельный налог для создания одного места на объекте спортивного назначения составит не менее 6423 руб.

Получается, что выгодней построить какой-нибудь магазин, супермаркет или бар, кафе, ресторан, чем заниматься объектами социальной инфраструктуры.

Получается, что создан, искусственным образом соорудили барьер для предприятий малого и среднего бизнеса, чтобы они даже не думали браться за строительство как спортивных, так и других социальных объектов.

Проблема высокой налоговой ставки стояла и перед муниципальными учреждениями; на муниципальном уровне принято соломоново решение, так как земля под спортивными учреждениями находятся в аренде, установили льготную арендную плату в размере 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка для муниципальных учреждений. Тем самым, поставив в заведомо не выгодные финансовые условия других собственников. А ведь решение на самом деле может быть простым, и заключается оно в создании одинаковых условий и для муниципальных структур, и для частных компаний.
Людмила Сечкарева
Людмила Сечкарева 
- Земельный кодекс определил достаточно сложную процедуру выделения земельных участков как для собственников, так и для арендаторов. Конечно, время от времени мы пытаемся выходить на федеральный уровень, и какие-то вопросы удается решать. Что касается кадастровой стоимости, то вы должны понимать, что это прежде всего независимая оценка, которая должна стремиться к рыночной, но она не может быть сформирована по желанию какого-либо чиновника либо администрации. При возникновении спорных вопросов необходимо обращаться в судебные органы, и на сегодняшний день подобных обращений в суд немало. Но ситуация не настолько трагична, как кажется на первый взгляд. В первую очередь стоит обратиться в законодательный орган муниципалитета – только он вправе определять какие-то льготы для бизнеса. На муниципальном уровне есть все механизмы для этого. Для представителей бизнеса главное выстроить конструктивный диалог с местной властью, которая должна поддерживать предпринимателей и идти им навстречу, тем более в решении вопросов, касающихся строительства социальных объектов.
Николай Юхнов
Николай Юхнов 
Николай Юхнов, начальник отдела имущественных отношений и правовой работы Департамента имущественных отношений и потребительского рынка и малого бизнеса Администрации города Азова:

- Принятие решений по применению льгот по налоговой ставке – это вопрос депутатов Азовской городской Думы. При индивидуальном рассмотрении допускается применение льготных процентных ставок. Оценка происходит по нескольким критериям. Так, многое зависит от целесообразности постройки данного объекта детского сада или школы, от выбранного места застройки. Если в этом районе уже есть подобные объекты, то необходимости в постройки, к примеру, школы уже не будет.

Что же касается объектов розничной продажи спиртных напитков, то уже вступил в силу целый ряд законов, в которых указаны новые требования к торговым объектам. Теперь алкогольную продукцию в сельских населенных пунктах можно продавать лишь в магазинах площадью не менее 25 квадратных метров, а в городах – не менее 50 квадратных метров.